Мельк и его знаменитый монастырь

Плюсануть
Поделиться
Класснуть


Вдоль побережья Дуная с одной стороны тянется горная гряда с довольно высокими пиками. Это еще в древние времена натолкнуло римлян на здравую мысль – не возвести ли здесь укрепленный замок? Место подходило идеально по всем параметрам: близко расположенный источник воды в виде крупной реки, точка пересечения многочисленных торговых путей, возвышенность, дающая возможность предупредить нападение.

И вот два тысячелетия назад на месте, где сейчас располагается монастырь ордена бенедиктинцев Мельк, римлянами закладывается довольно скромная крепость. Позже на этой территории господствовали славяне, германцы, далее она перешла под покровительство авар. Среди историков ходит версия, что об этом сооружении и шла речь в древнегерманском эпосе «Кольцо Нибелунгов», где его называли «Меделек».

В дальнейшем, в X веке, Леопольд I Бабенберг, являясь маркграфом Священной Римской Империи, выгнал с этой местности авар, а район впоследствии вошел в состав Австро-Венгерской Империи. Возвышающийся над рекой замок получил название Айзенбург.

Строительство монастыря 

Изначально он служил одной из резиденций Бабенбергов, причем настолько пришелся им по душе, что Леопольд II в XI веке решил заложить на территории замка монастырь, который стал усыпальницей для членов семьи династии. Однако спустя время маркграфы решили для большей безопасности переехать в Клостенбург, неподалеку от современной столицы Австрии. В середине XII века монастырь, именуемый Мельк, был отдан в дар Ордену Святого Бенедикта. Монахи с усердием работали над развитием территорий и спустя некоторое время обитель стала культурным центром Австрийского государства.

Открытое в Мельке в 1160 году школьное учебное заведение функционирует и по сей день. Также с тех времен в обители начали собирать библиотеку, сейчас она представляет собой огромную коллекцию книг и славится на всю страну. 

В XV веке в Мельке проявились реформаторские настроения относительно нововведений в католической религии. Это движение пыталось внедрить более свободные и лояльные правила пребывания в монастыре. Сторонники движения обменивались взглядами и опытом с гуманистами других стран, поддерживали их мировоззрение и догмы.

Реконструкция монастыря 

Много событий пережил монастырь за всю свою историю с момента создания. Одним из ярчайших и выдающихся стал месячный штурм Мелька турками, которые в конечном итоге потерпели поражение. Обидчики, конечно, отступили, но монастырь очень пострадал и требовал срочного восстановления. 

Вероятно, реконструкция могла бы продлиться довольно долго, но, к счастью, в 1700 году обитель возглавил активный и целеустремленный монах Бертольд Дитмайр. Он сразу решил избавиться от старых строений и для проектирования новых нанял одаренного архитектора с большим опытом – Якоба Прандтауэра. Возведение новых зданий продолжалось 14 лет, начиная с 1722 года.

В ту эпоху в странах Старого Света был популярен роскошный стиль барокко, в котором оформлен знаменитый королевский дворец Версаль. Архитектор и настоятель монастыря решили, что аббатство не должно слишком отличаться от мирских строений, а, соответственно, должно быть таким же шикарным и помпезным. И намеченное воплотилось в жизнь, красота Мелька поражает и по сей день всех посетителей.

Результатом совместного кропотливого труда Дитмайра и Прандтауэра стал шедевр, возвышающийся на одном из холмов скалистой гряды, готовый поспорить своей пышностью и роскошью со знаменитыми королевскими дворцами и резиденциями состоятельных вельмож. Однако архитектору не удалось насладиться своим творением при жизни. Он умер на пятом году строительства. 

Заканчивал начатое дело его племянник и по совместительству ученик Йозеф Мунгенаст, вносивший в проект некоторые коррективы в соответствии со своими знаниями и собственным видением. 

Вновь выстроенный монастырь простоял два года в своем первозданном виде, а в 1738 году его постигла очередная беда – сильнейший пожар нанес непоправимый урон внутренним помещениям. Настоятель не опустил руки и начал заново воссоздавать чудо архитектурного искусства, однако так же, как и Прандтауэр, он умер до окончания реконструкции. 

Печальным фактом остается то, что пожар 1738 года стал не первым и, к сожалению, не последним. Были еще возгорания 1297, 1683 и 1947 годов. К счастью, монастырь в Мельке всегда удавалось восстановить, и он по сей день радует посетителей-туристов и паломников своими красотами и атмосферой старины.

Основные сокровища Мельке

Основной гордостью монастыря стала библиотека, где собрание книг включает в себя около 100 000 томов первопечатных изданий, а также старинные рукописи. Из помещения библиотеки по винтовой лестнице можно попасть в саму церковь, которой уделили наибольшее внимание при оформлении, что ощущается уже при первом взгляде на ее стены, потолки и общий дизайн. Очень популярен среди посетителей Мраморный зал с расписными фресками по сюжетам мифов Древней Греции. Также интересен для осмотра Императорский ход, где вывешены портреты монархов австрийского государства разных периодов. На территории раскинулся многовековой парк, где произрастают деревья, достигшие возраста не менее 250 лет.

В 1978 году в аббатстве начались новые работы по реставрации и сейчас можно лицезреть весь шик и роскошь в полном объеме.

Портал монастыря, окруженный несколькими бастионами укреплений, построили в 1718 году. По обе стороны от ворот стоят скульптуры святого Леопольда и святого Коломана. На входных воротах виднеется звезда. 

Проходя через эту арку, посетитель попадает в Привратный двор, где по правой стороне можно увидеть остатки укреплений времен Бабенбергов. Далее по маршруту следует Прелатный двор, габариты которого поражают. В длину он составляет 84 метра, а в ширину 42. Жемчужиной двора ранее был Коломанский фонтан, располагавшийся в центре, однако сейчас он находится на ратушной площади. Еще во времена настоятельства Дитмайра, в 1722 году, фонтан был передан в дар Мельку, а с XIX века в Прелатном дворе функционирует фонтан, привезенный из обители Вальдхаузен.

Если идти в юго-восточном направлении, то следующим объектом для любования станет арка, ведущая к церкви и Императорской лестнице, где проходит Императорский ход длиной 196 метров. В этом коридоре-галерее выставлены портреты королей австрийского государства династий Бабенбергов и Габсбургов. Комнаты монархов находились западнее от лестницы.

На данный момент в имперских покоях располагается музей с экспозицией на тему истории монастыря от давних времен до современных реалий. На выставке можно увидеть великие творения, находящиеся в собственности обители. Для просмотра доступны не только покои императора, но и Мраморный зал и, конечно, невероятная библиотека с ценнейшей коллекцией сочинений, трактатов и всевозможных рукописей. Большинство объектов здесь оформлены в роскошном стиле барокко. Есть здесь и террасы, открывающие виды на невероятные просторы Дуная, а также в наилучшем свете можно рассмотреть фасад аббатства, выходящий на запад. Церковь является крайним и наиболее ярким объектом экскурсии по монастырю, ведь художники сотворили здесь прямо произведение искусства, прославляющее Бога.

Мраморный зал

В Мраморном зале потолок украшен фресками XVIII века работы Пауля Трогера. На изображениях можно узнать героев древнегреческих мифов и легенд о Богах: Афину Палладу, символизирующую мудрость, Геркулеса, воплощающего силу.

Над входом виднеются надписи, цитирующие правила Святого Бенедикта, которые гласят, что гости храма должны быть встречены и приняты как Христос, и всем должно оказывать честь. Мраморный зал играл роль обеденного зала для членов монаршей семьи, и одновременно был помещением для пиршеств при различных приемах и торжествах.

Стены сделаны под мрамор, однако материалом служил гипс, а вот вставки в дверях и над входом – это действительно натуральный мрамор. Архитектурная роспись вокруг фресок – это творение Гаэтано Фанти.

Через террасу, служащую одновременно некой смотровой площадкой, легко перейти из Мраморного зала в помещение библиотеки. С Альтаны можно наблюдать невероятной красоты долину Дуная, уносящую мысли в первозданный мир природы, но в то же время приземляющую посетителя в историческую часть города. Старая церковь и почта, построенные в классическом стиле, руины старых городских укреплений – все это возвращает в мирское, но далеко не современное бытие, напоминая о временах эпохи Средневековья.

Библиотека 

Почетное второе место по важности и ценности в аббатстве занимает помещение библиотеки. Все великолепие отделки и дизайна говорит о значимости места для местных служителей. На потолке, как и в Мраморном зале, красуются фрески Трогера. Однако сюжет уже явно направляет посетителя в нечто божественное, не мирское, символически неся веру в сердца прихожан, в отличие от светского Мраморного зала. По центру изображена женщина, иносказательно передающая веру, вокруг нее располагаются ангелы, разделенные на четыре символические группы: мудрость, смелость, справедливость и благоразумие. При входе стоят четыре статуи из дерева – символы четырех факультетов, связанных с церковной наукой.

Сейчас библиотека насчитывает огромную коллекцию: 1 888 рукописей, 750 инкунабул, множество произведений, начиная с XVI века, что в общем достигает 100 000 книг. Все собрания хранятся в 12 помещениях, относящихся к библиотеке. 

В главном зале располагается около 16 000 томов, объединенных по темам. В малом зале можно заострить внимание на книгах XIX века на историческую тематику. Здесь фрески Трогера преимущественно связаны с аллегорией науки. По винтовой лестнице можно перейти в другие комнаты библиотеки либо в церковь.

Церковь 

Именно церковь является кульминацией всех помещений и общего тура по обители. Выполнена она в роскошном стиле барокко. В 1701 году настоятель Бертольд Дитмайр решил полностью переделать церковь на новый лад. Составить план, проект и руководить поручили архитектору Прандтауэру, а он очень успешно воплотил в жизнь свои идеи. Великие гении художественного дела принимали участие в росписи и в общем оформлении нового помещения. Здесь есть работы Антонио Бедуцци, делавшего зарисовки для фресок и исполнившего архитектурное оформление внутреннего пространства, Йоханн Михаэль Роттмайр потрудился над сотворением икон и фресок, Трогер написал иконы, Петер Видерин создал статуи и скульптуры.

На главном алтаре сохранилась цитата, гласящая о том, что борьба должна вестись лишь законными методами и тогда исходом станет победа.

Также интересным для посещения станет парк и садовый павильон аббатства, украшенный знаменитыми фресками. Посмотреть на вековые деревья можно с начала мая до конца октября. Изначально, при создании в 1750 году, парк был оформлен в популярном тогда стиле барокко, но при переменах 1822 года принял вид, характерный для английского стиля. Обитель и парк сливаются воедино, образуя невероятно красивый ансамбль.

Стоимость билета на экскурсию зависит от наличия гида или его отсутствия, от количества экскурсантов в группе, также делаются скидки детям и студентам. 

Во время экскурсии посетителей проводят по бывшим императорских хоромам, Мраморному залу и библиотеке. Продолжительность коллективного осмотра достопримечательностей 60 минут. Церковь и бастион по желанию можно посетить после общего тура. В принципе на осмотр всего аббатства потребуется около двух с половиной часов.

Рядом с монастырем находится большая парковка для автотранспорта. При наличии велотранспорта имеется возможность пристегнуть его у стены монастыря. Перекусить можно в ресторане, находящемся между парковкой и обителью.