Коронакризис: рост цен при пустеющих полках

Плюсануть
Поделиться
Класснуть


Мир постепенно начал приходить в себя после пандемии. И хотя еще местами объявляются локдауны или авралы из-за новых вспышек коронавируса, но уже появилась надежда вернуться в доковидное время. Страх постепенно отпускает людей и они готовы снова тратить деньги, восстанавливать свой бизнес, нанимать рабочих, богатеть и путешествовать по свету.

Однако на деле все оказалось не таким радужным, как хотелось. Мировая экономика не готова к возрождению в прежнем виде. Рост цен и опустевшие полки – верные признаки повального дефицита, который мешает экономике оправиться после продолжительного коронакризиса.

После длительной изоляции народ вновь отправился по магазинам покупать нужные вещи, пополнять запасы продуктов. Но в магазинах их встретили пустые полки, теперь месяцами приходиться ждать доставку холодильника, мебели или машины. В барах, куда отправляются люди, чтобы немного отвлечься от проблем, пиво поступает с перебоями.

Как оказалось, не хватает буквально всего: чипов, сырья, материалов, грузового автотранспорта и контейнеровозов. Но самой большой проблемой является нехватка кадров. Во время локдауна многие логистические и прочие компании в целях экономии вынуждены были сократить своих сотрудников, либо закрылись совсем. 

А теперь во всех отраслях не хватает работников, способных возродить экономику после полуторалетнего летаргического сна.

Потери мировой экономики, привыкшей богатеть на 2-3% ежегодно, за время пандемии составили триллионы долларов, именно на такую сумму не было произведено товаров и оказано услуг.  А население, просидевшее на карантине 1,5 года, теперь отправилось тратить деньги в открывшиеся магазины и торговые центры.

Некоторые аналитики обещали, что экономика сумеет быстро восстановиться уже к 2023 году, а доходы населения начнут расти. Однако все прогнозы разбились о суровую действительность. Экономика многих стран оказалась не готовой к быстрому восстановлению. Промышленность и бизнес пока не в состоянии произвести, а главное, доставить до потребителя товары. Нарастающий тотальный дефицит продолжает разгонять инфляцию, что ведет к сдерживанию экономического роста и мешает выходу из кризиса. Эта проблема наблюдается не только в развивающихся государствах, но и в развитых и привитых странах Западной Европы.

Нехватка рабочих рук

За полтора года пандемия основательно уменьшила рабочие ряды на всей планете. Кто-то лишился места в связи с ликвидацией компании или фирмы, кто-то вышел на заслуженный отдых или даже умер, многие сменили место жительства в поисках работы. Готовящиеся прийти им на смену либо не смогли получить нужное образование, либо просто пересмотрели свои жизненные ориентиры. Меньше стало предложений о трудоустройстве, так как спрос на работников снизился. Даже страшно представить, что за какие-то полтора года были ликвидированы сотни миллионов рабочих мест. До прихода коронавируса их числилось на 110 млн. больше. Не всегда даже специалисту удается найти работу. Не сможет оставшийся без работы дизайнер заменить уехавшего из страны врача.

В результате в странах увеличивается безработица за счет оставшихся не у дел специалистов. В то же время целые отрасли задыхаются от нехватки рабочих рук. В первую очередь, сюда можно отнести ресторанный и гостиничный бизнес, а также транспорт, то есть, те отрасли, которые вынуждены были по решению властей закрыться на период локдауна, а значит, уволить своих сотрудников. В экономике все взаимосвязано. Сокращение доходов населения из-за потери работы ведет к снижению их покупательской способности. Как следствие – падают доходы бизнеса, что, в свою очередь, отражается на налогах, дальнейшем развитии, заработной плате. Вместо подъема везде наблюдается усугубление экономического кризиса.

Ситуация обострилась настолько, что даже те страны, которые неприязненно относились к миграции и стремились не допускать мигрантов на свою территорию, вынуждены были приоткрыть границы.

Даже Венгрия, считающаяся бастионом антииммигрантских настроений, начала принимать на работу высококвалифицированных специалистов. Правда, граждане из дальнего зарубежья приглашались через аутсорсинговые агентства лишь на временную работу.

Правительство Бориса Джонсона, пришедшее к власти под победными флагами Brexit, в отличие от близких по духу венгров пока не сдается. Власти Британии, несмотря на мольбы бизнеса, решительно отказываются ослабить иммиграционные правила. Теперь даже те предприниматели, которые активно выступали за Brexit, буквально вымаливают разрешить временные визы для ставшей остродефицитной неквалифицированной рабочей силы. При выходе Великобритании из состава ЕС ее вынуждены были покинуть многие европейцы. В результате страна осталась без работников строительной сферы, поваров, водителей грузового транспорта, забойщиков скота и т.д. В короткие сроки заменить все опустевшие вакансии местными жителями невозможно, да и не спешат британцы наниматься на стройки или в скотобойни.

Пандемия еще более усугубила положение в стране. Теперь уже никто не удивляется опустевшим полкам в магазинах.

Некоторые крупные компании начали повышать зарплаты и выплачивать бонусы тем, кто устраивается к ним на работу. Например, Amazon при трудоустройстве нового сотрудника в распределительные центры выплачивает ему 1000 фунтов. Сети электроники Dixons Carphone и супермаркетов Tesco платят 1,5 тысячи фунтов водителям, которые устраиваются к ним на работу, а также доплачивают уже работающим, чтобы не уходили к конкурентам.

Некоторые чиновники радостно начали сообщать о росте зарплат, а значит и благосостояния населения, в результате чего выигрывает и экономика, ведь налоги в казну тоже начали расти.

Однако критики пытаются охладить их радость. Ведь в реальности происходит простое переманивание рабочих из одних компаний в другие. Этот перекуп рабочих рук ведет не к расширению бизнеса, а к его удорожанию. Издержки неизбежно приведут к росту цен.

Помимо увеличения зарплат бизнес все больше несет расходов по закупке комплектующих, сырья, оплату складирования и перевозок.

Недостаток сырьевой базы

Пандемия показала, что в любом деле нет пустяков и мелочей, в бизнесе все взаимосвязано. И сбои в одном из звеньев, ведут к целой цепочке проблем. Мало написать книгу, испечь хлеб или вырастить курицу – все это еще нужно упаковать и доставить потребителю. Увеличившийся спрос вызвал рост цен на сырье, подорожали даже крахмал и макулатура, которые тоже идут на производство упаковки.

В качестве еще одного примера можно назвать чипы. Вроде бы такая мелочь, но из-за их недостатка рушатся целые производства. На нехватку чипов жалуются все: британские подразделения Tata Motors, китайские Jaguar Land Rover и Geely и даже американские Ford и GM. Крупнейшему производителю Toyota пришлось закрыть в Японии 14 заводов, что привело к сокращению выпуска автомобилей на 40%.

Пандемия показала, насколько зависимыми оказались США и Европа от Азии только лишь из-за поставок чипов. И дело оказалось не в том, что спрос на них повысился. Из-за бесконечных локдаунов остановились мощности по выпуску чипов в Малайзии, Таиланде, во Вьетнаме, на Филиппинах и Тайване. Теперь Европа и США пытаются организовать выпуск чипов на своих территориях.

И такая ситуация складывается во всех отраслях. В Британии существует отраслевая организация, занимающаяся квартирными и офисными ремонтами. Они жалуются на нехватку всего, что требуется для работы: от гвоздей и шурупов до поставок цемента, утеплителя и прочих материалов. Выросли цены на фанеру, подорожал на 20% алюминий, рекордных высот достигли цены на медь.

Причина всего – всемирная глобализация, которую пытался создать крупный бизнес. Но пришла пандемия и усложнила доставку сырья и комплектующих из одних частей света в другие, вызвав их дефицит и повышение цен.

Проблемы грузоперевозок

Из-за карантинных ограничений стоимость перевозки контейнеров из Китая в США только за последний год выросла в 6 раз, а в страны Европы – в 10 раз! Так, например, на две недели был опечатан китайский порт Нинбо-Чжоушань из-за одного случая заражения штаммом «Дельта». Порт входит в тройку крупнейших контейнерных портов мира. В результате многие контейнеры остались томиться на складах порта. Не все покупатели оказались готовы оплатить подорожавшую доставку, так как не уверены, что смогут окупить ее через продажу конечного продукта.

Вряд ли удастся в ближайшее время решить проблему по перевозкам. Постройка новых складских помещений для хранения контейнеров, а также десятков контейнеровозов, требуют длительных согласований и многих лет на строительство. Пока же продолжают наблюдаться постоянные задержки в поставках и рост цен.

И это только начало…

Дефицит ведет к росту цен. Центробанки и власти прекращают стимулировать экономику, отказывая в субсидиях и дешевых кредитах.

Экономисты Международного валютного фонда полагают, что инфляция потребительских цен ускорится в конце 2021 г. и будет продолжаться в 2022 г.

Дорожать будет все, особенно продукты. Возможно, что всех ждут под Рождество полупустые полки магазинов. Однако главная беда не в них, а в новых штаммах вируса, которые вновь атакуют мир, пытающийся приспособиться к новым условиям. Остается только с опаской и надеждой смотреть в будущее.