Попытки специалистов Прибалтики вернуться в Европу

Плюсануть
Поделиться
Класснуть


Все больше проблем возникает на европейском рынке труда из-за продолжающейся пандемии коронавируса. Возникший во время локдаунов дисбаланс распределения рабочей силы продолжает усугубляться. Если раньше рынок труда в развитых странах постоянно пополнялся высоко и низкоквалифицированными кадрами из стран Восточной Европы, то теперь этот принцип не срабатывает. В результате в одних странах наблюдается нехватка рабочих рук, в других – люди ждут достойную зарплату и не спешат занять рабочие вакансии.

И разговор сейчас совсем не о гастарбайтерах, которые стремятся устроиться в Европе официантами или сборщиками клубники. Не имеют возможности трудоустроиться в развитых странах люди с высшим образованием и большим опытом работы, например, врачи, инженеры, IT-специалисты и т.д. Разумеется, для экономики Прибалтийских стран и Польши совсем неплохо, что многие специалисты остаются на родине. Однако эти люди не спешат занять вакантные места у себя дома. Их не устраивает низкооплачиваемая работа, они надеются все-таки дождаться момента, когда можно будет выехать за границу.

Одновременно с этим экономисты в странах Западной Европы все больше начинают беспокоиться из-за нехватки специалистов технических специальностей, а также в digital-сфере и многим другим направлениям.

Необходимых кадров не хватает даже в проектах, которые поддерживаются правительствами многих стран Европы, например, в тех, что нацелены на развитие возобновляемой энергетики.

Нехватка специалистов – лишь начало

Долгие годы все привыкли считать, что в развитых странах Евросоюза можно получить самое лучшее образование, а значит здесь достаточно специалистов с высшим образованием. Казалось, что в европейских странах недостаток посудомоек, официантов и уборщиков. Однако пандемия доказала, что на самом деле все обстоит совершенно по-другому.

Оказалось, что многие государства испытывают дефицит в высококвалифицированных кадрах. Например, только на одном заводе Northvolt в Швейцарии требуется более трех тысяч разного рода специалистов, а в норвежском городе Шеллефтео недостаток специалистов в сфере туризма.

Подобные проблемы можно отметить во всех экономически сильных странах Евросоюза. Скорее всего, предпосылкой к создавшемуся положению дел послужили локдауны, в результате чего количество чистых мигрантов, то есть, людей, пересекающих границу легальным способом, снизилось более чем на 30%.

По итогам 2020 г. в Евросоюзе наблюдался дефицит специалистов в таких сферах, как строительство, здравоохранение, разработка программного обеспечения, проектирование. Подобные отчеты в декабре предоставили даже такие страны, как Германия.

Пандемия неожиданно показала, что Старый Свет не такой уж и развитый, если даже в здравоохранении здесь наблюдается нехватка людей с высшим образованием и опытом работы.

Одновременно с нехваткой специалистов во всех странах начался рост безработицы. Из-за введения карантинов и закрытия границ произошел сбой отлаженной миграции рабочей силы. И хотя ограничения постепенно снимаются, ситуация продолжает усугубляться. Однако пока никто – ни чиновники различных структур ЕС, ни правительства стран Европейского Союза – не смогли предложить решение данной проблемы.

Аналитики страховой компании Euler Hermes, являющейся мировым лидером в области кредитного страхования, в своем прогнозе на 2021 год сделали предположение о росте безработицы на 38% к тому уровню, что наблюдался до пандемии.

По мнению директора международного кадрового агентства Adecco Group AG в Швейцарии Алена Дехаза, в данный момент наблюдаются серьезные структурные изменения в потреблении и мобильности, что в свою очередь отражается на количестве рабочих мест. Безработица наблюдается не только в Германии или Франции, имеющих развитую промышленность, но и в других странах ЕС.  Например, в Италии она достигла уровня в 10,2%, а в Испании – 16,1%.

Актуальность использования труда мигрантов

Как считает Алексей Коренев, аналитик ГК «Финам», одной из самых больших проблем для всех развитых стран планеты стало использование труда мигрантов. Больше всего требуется гастарбайтеров для низко квалифицированной работы, в эту группу могут подойти люди, не имеющие профессионального и качественного образования. Их труд широко востребован в сельском хозяйстве, в строительстве, при строительстве дорог, в сфере ЖКХ и т.д.

Однако многие годы из Латвии, Литвы и Эстонии в страны Евросоюза шла активная «утечка мозгов». Молодежь прибалтийских стран не видела на родине каких-либо перспектив для себя, поэтому устремлялась на Запад. В свою очередь «продвинутые» страны Европы охотно принимали специалистов, покупая за более высокую цену их знания, опыт и желание работать.

Ситуация, которая сложилась в Евросоюзе из-за пандемии, частично похожа на ту, что возникла в России, после объявления карантина. Тогда из страны выехало почти 50% приезжих из соседних государств. Как правило, все они работали на низкооплачиваемой и непрестижной работе. 

Появилось огромное количество вакансий, но местное население не спешило занять освободившиеся рабочие места.

То же самое происходит и в Евросоюзе, однако имеются и отличия. Европейским странам не составило труда закрыть вакансии на стройках и в сельском хозяйстве гастарбайтерами из Турции и небогатых стран Африки. Проблемы возникли с подбором специалистов в областях, требующих хорошего образования и опыта работы, например, в медицине или IT-технологиях. До пандемии эти вакансии легко замещались гражданами Украины, Беларуси, Латвии, Литвы и Эстонии.

Эксперты пока не видят большой беды в том, что образовался дефицит высококвалифицированных кадров, ведь их можно заменить местными специалистами. Возможно только, что для этого работодателям придется поднять зарплаты. В этом случае и приток трудовых мигрантов также может возрасти. Конечно, повышение оплаты труда не пройдет бесследно и, скорее всего, вызовет рост цен на конечный товар или услугу, а это едва ли понравится населению, привыкшему к определенной стабильности.

Последствия пандемии для стран Прибалтики

Как уже было сказано, из-за введения различных карантинных ограничений и локдаунов огромное количество трудоспособного населения не смогло выехать на заработки в Западную Европу. В Эстонии, Латвии и Литве осталось множество специалистов, включая медицинских работников, что в условиях пандемии крайне актуально.

Но пандемия принесла с собой и безработицу, причем количество безработных людей с каждым днем становится все больше. Например, в Литве только за три месяца карантина рост безработицы составил 28,2%, работу потеряли более 45,6 тысячи человек.

Данные Департамента статистики показывают, что средний уровень безработицы в Латвии в первом квартале 2021 г. составил 7,5% от трудоспособного населения, тогда как в 2019 г. этот показатель не превышал 6,5%.

Отмечен рост безработицы и в Эстонии. Показатели 2019 года составляют всего 3,9%, по итогам 2020 г. они достигли 6,8%, а в первом квартале 2021 г. продолжили свой рост и достигли 7,1%.

В Латвии безработица к концу 2019 г. составляла 6,2%, но уже к третьему кварталу 2020 г. она достигла 8,4%. Эвита Симсоне, являющаяся директором Государственного агентства занятости, отметила, что в 2020 г. количество вакансий уменьшилось в два раза по сравнению с предыдущим годом, однако число безработных не уменьшилось. В апреле 2021 г. искали работу 8,5% мужчин и 7,5% женщин.

Данные подтверждают, что все большее количество специалистов из-за локдаунов в Евросоюзе остается в Прибалтике, однако они не устраиваются на работу, а пополняют ряды безработных. Здесь может быть несколько причин, которые могут объяснить происходящее. Например, люди не хотят работать в своей стране из-за низких заработков, поэтому просто ждут, когда появится возможность выехать в Западноевропейские страны. А может быть и так, что в их населенном пункте просто нет вакансий по их специальности. 

Но какой бы не была причина, факт остается фактом – при большом количестве вакансий продолжается рост безработицы.

Еще одним минусом, преподнесенным Прибалтийским странам пандемией, оказалась потеря денег, которые получала экономика за счет мигрантов. Уезжающие на заработок граждане, переводили свои деньги семьям. Отследить точное количество переведенных денег не представляется возможным, но исследования Всемирного банка показали, что в 2018 г. только латвийские трудовые мигранты перечислили на родину более 1,2 млрд. евро, что составляет примерно 3,7% ВВП Латвии. Показатели Литвы – 1,3 млрд. евро, Эстонии – 506 млн. евро.

Естественно, когда в 2020 г. Европа закрылась на локдауны, а мигранты лишились возможности зарабатывать, экономика их стран лишилась денег, к которым она уже привыкла.

Итак, пандемия привела к тому, что богатые страны Европы страдают от нехватки рабочих рук просто потому, что местное население не желает работать за ставки, которые предназначены для трудовых мигрантов из стран Прибалтики.

В свою очередь более бедные страны, расположенные на периферии Евросоюза также страдают от того, что те самые специалисты, которых ждут в богатых странах, не торопятся занимать вакансии у себя на родине, считая, что они предназначены гастарбайтерам из Украины и других стран Восточной Европы.

Было бы большой глупостью списать все происходящее на жадность населения. Поскольку это естественное стремление любого трудоспособного человека найти работу с более высоким заработком, ведь его задача состоит в обеспечении своей семьи.

Возможно, многого можно было бы избежать, если правительства сумели выстроить свою экономическую политику так, что удовлетворили бы запросы местного населения. Но для этого пришлось бы заставить работодателей отказаться от мелких зарплат для гастарбайтеров. 

К сожалению, ни власти, ни наднациональные структуры вроде Еврокомиссии не пытаются заниматься решением этой проблемы. 

Чиновникам больше нравится заниматься разработкой убыточной, но раскрученной в СМИ «зеленой» энергетикой или другими подобными вопросами.