Победители и проигравшие: мировой бизнес после годового локдауна

Плюсануть
Поделиться
Класснуть


Владельцы универмагов и производители предметов роскоши наконец-то смогли с облегчением вздохнуть. Почти год все западные страны Европы, а также Китай, США находились в состоянии жесткого локдауна, который нанес сокрушительный удар по бизнесу. Но теперь после начавшейся массовой вакцинации мир начал приходить в себя после годового карантина. Вновь распахивают двери магазины, расчехляются веранды, а люди и компании возвращаются к привычному образу жизни – строят, торгуют, берут и тратят кредиты. Ну, и конечно, подсчитывают свою прибыль или убытки.

Два слова об очевидном

Особенно отчетливо стало видно победителей и проигравших на очередном финише после завершения зимнего квартала. Промежуточные финансовые отчеты показали, с какой скоростью разные виды бизнеса выходят из кризиса, что ждет экономику в ближайшем будущем. Зимний период прошел для многих отраслей неоднозначно. Пока одни находились в состоянии уныния, вроде авиаперевозок и туризма, другие бурно развивались, например, доставка еды и онлайн-торговля. Однако и здесь тоже были свои победители и проигравшие.

Среди хай-тек-гигантов, уверенно стремящихся к мировому господству в экономике, можно назвать пять американских компаний – Google, Microsoft, Amazon, Facebook и Apple. Пандемия сыграла для них роль попутного ветра, так как изоляция привела к переходу многих на дистанционную работу из дома, вызвала бурное развитие интернет-торговли, что в свою очередь привело к увеличению спроса на гаджеты, компьютеры, интернет-рекламу.

По итогам первого квартала 2021 г. выручка этих компаний-монстров возросла на 40% и составила в совокупности около трети триллиона долларов. Удвоившаяся до 75 млрд. прибыль многим компаниям даже и не снилась.

Музеи и театры, получавшие ранее огромную прибыль за счет туристического бизнеса, теперь практически потеряли весь свой заработок, зато значительно выросла доходность аптек – ведь очереди выстраиваются не в Лувр, а за масками и санитайзерами. 

Фавориты в гонке за прибылью

Казалось бы, что на фоне пандемии фаворитами в гонке за прибылью должны стать фармацевтические компании. Однако на деле оказалось не так все просто.

В то время, когда все кинулись раскупать маски, вакцины и аппараты для дыхания, все другие медикаменты и оборудование перестали пользоваться спросом. Учреждения здравоохранения бросили все силы на борьбу с коронавирусом, при этом прекратив диагностику и лечение других заболеваний, чем нанесли существенный вред здоровью пациентов и ущерб фармкомпаниям. В свою очередь, пациенты, опасаясь заражения, начали сторониться больниц и прекратили посещать врача без крайней необходимости.

В результате спрос на продукцию многих компаний сократился. Например, британская компания Reckitt Benckiser заявила, что леденцы Strepsils, которые применяют при болях в горле, оказались практически не востребованы. Причиной послужило снижение уровня сезонных ОРЗ и гриппа почти на 90% в условиях дистанцирования и изоляции граждан из-за пандемии COVID-19.

Отметили падение спроса на дорогие препараты для лечения онкологических больных два крупных фармакологических гиганта Bristol Myers Squibb и Merck. Снизились продажи препаратов от артрита фирмы Amgen.

Самым ходовым товаром оказались вакцины от COVID-19, но и тут не обошлось без неожиданностей. Лишь две вакцины из числа одобренных в Евросоюзе, принесли миллиардные прибыли своим производителям.

Компаниями, на которые буквально пролился «золотой дождь», оказались американские Pfizer и Moderna. В отличие от других производителей вакцин они не брали на себя обязательств по продаже препаратов по себестоимости, поэтому подняли цены до 30 долларов за две дозы вакцины, в то время как двойная прививка вакциной AstraZeneca и одиночный укол препаратом Johnson & Johnson стоят в три раза дешевле.

Швейцарско-британская компания AstraZeneca и американская Johnson & Johnson в свою очередь взяли на себя обязательства не наживаться на разработках и продаже вакцины, так как финансирование работ ведется за счет налогоплательщиков.

Читайте также:  Кипрская налоговая революция

Впервые за свое 11-летнее существование небольшая компания Moderna сумела только на продаже вакцин получить прибыль в размере 1,7 млрд. долларов. Гигант Pfizer, который делит свою выручку с немецкой компанией BioNTech, являющейся разработчиком вакцины, планирует продать ее к концу года на 26 млрд. долларов.

По подсчетам экономистов проведение масштабной вакцинации, на которую потрачены десятки миллиардов долларов, позволило США и многим европейским странам отказаться от строгих локдаунов и приступить к деловой активности. Расходы на вакцинацию уже многократно окупились, поскольку у стран появилась возможность выйти из кризиса.

И это отлично демонстрируют производители товаров, относящихся к роскоши. Несмотря на то, что многие непродовольственные магазины еще не открылись, а открывшиеся работают по предварительной записи, компания LVMH, владеющая такими брендами как Louis Vuitton Dom Perignon и Bvlgari, сумела увеличить свою выручку на 8%.

Еще большего успеха добилась фирма-производитель сумок и платков Hermes. Только в течение одного квартала сумела увеличить товарооборот на 33%.

Мощный рост грузоперевозок

От начавшегося в экономике оживления в первом квартале неплохо выиграли грузоперевозчики. Увеличивающийся спрос привел к росту цен на данную услугу.

Перевозчики и во время пандемии неплохо зарабатывали. Закрытые границы, запрет на авиаперевозки увеличили спрос на морские маршруты. Контейнеры не резиновые и, в конце концов, спрос превысил предложение и привел к очередному росту цен. В транспортных компаниях уверены, что с отменой всех локдаунов количество грузоперевозок возрастет и стоимость перевозок начнет снижаться, но цены никогда не достигнут доковидного уровня.

Сейчас же реальность такова, что стоимость перевозки контейнеров на трансатлантических маршрутах выросла в два раза, а на маршрутах через Тихий океан между Америкой и Азией почти втрое. И это еще не предел. Европа из-за карантинов пока отстает от Азии и США по темпам производства и потребления, к тому же возник дефицит с контейнерами и сроками поставок из-за аварии на Суэцком канале, ведь именно на этот маршрут приходится доставка почти 90% всех мировых товаров.

Из заявления руководства одной из крупнейших компаний по перевозкам контейнеров следует, что снижения цен на шиппинговые услуги можно не ждать до 2022 года. Из-за роста цен на доставку датская компания Maersk в первом квартале удвоила свою прибыль. С учетом прогнозов она предполагает заработать в течение года около 10 млрд. долларов.

Морские перевозки не являются исключением. Анализ показал, что за первый квартал 2021 г. почти на 25% подорожали акции крупнейших транспортных компаний Америки, занимающиеся доставкой почты, различных грузов и товаров.

Почти такая же ситуация с доставкой товаров сложилась в Европе. Например, компания Deutsche Post, в состав которой входит курьерская служба доставки DHL, сумела с начала года утроить свою прибыль. 

Успех пришел к этой компании не только из-за перехода торговли в интернет-пространство, но и благодаря карантинным ограничениям.

Читайте также:  Как купить новостройку в Болгарии?

До пандемии каждый регулярный авиарейс принимал в свой грузовой отсек не только чемоданы пассажиров, но и различные грузы. После закрытия границ практически все авиапассажирские рейсы были отменены. Курьерская служба DHL, владеющая собственным авиапарком из 260 самолетов, неожиданно получила преимущество и возможность дополнительно заработать на перевозках грузов.

Не только DHL удалось заработать на перевозках за первые три месяца года. Доход двух американских компаний, получивших контракты от властей США на доставку вакцин, превзошел все ожидания. Выручка компании UPS, имеющей флот из 520 самолетов, подскочила на 27% и увеличилась за квартал до 23 млрд. долларов. Немного меньше доходность оказалась у компании FedEx, имеющей более 700 грузовых бортов, – всего 21,5 млрд.

Даже в самые тяжелые дни доходы компаний перевозчиков продолжали расти. Это произошло из-за внезапного всплеска интернет-продаж. 

Сферы, пострадавшие от пандемии

Самый большой ущерб был нанесен традиционному ритейлу. Как показала отчетность, многие магазины до сих пор не могут оправиться после локдаунов. Например, в шведской компании Hennes & Mauritz, являющейся крупнейшим продавцом одежды, в зимние месяцы треть торговых точек, а это почти 1 800 магазинов, оказались закрытыми на карантин. В результате компания вместо прибыли получила 160 млн. убытка.

Последней каплей оказался локдаун и для магазина одежды в лондонском Сити. Проработавший более 42 лет магазин закрылся.

Следом за владельцами магазинов в пострадавших оказались арендодатели коммерческой недвижимости. Больше всего среди них тех, кто сдавал помещения в центральной части больших городов или владел торговыми комплексами в пригородах. Мелким торговым точкам чаще удавалось удержаться на плаву при условии, что они продавали продукты и предметы первой необходимости. 

По итогам первого квартала в Великобритании пустует каждое седьмое торговое помещение.

Читайте также:  Кипр: налоги после получения гражданства

Ощутимые убытки принесла владельцам и офисная недвижимость. Отчет крупнейшего арендодателя Великобритании, компании Grosvenor Group, принадлежащей герцогу Вестминстерскому, показал, что 50% убытков принесла сдача недвижимости в самых дорогих районах Лондона. Владелец назвал результаты первого квартала 2021 г. «исторически плохими».

Неожиданно при выходе из локдауна с прибылью оказались банкиры. Чтобы избежать банкротства, они во время пандемии создали подушку безопасности. Однако прибегать к использованию отложенных денег не пришлось. Одним росчерком пера бухгалтера ведущих банков HSBC и Lloyds, распустив резервы, перевели деньги из убытка в прибыль.

До сих пор трудно приходится сфере развлечений. Здесь все еще действует ряд ограничений. Допуск на массовые мероприятия разрешен только в масках. Британская компания Informa понесла убытки в размере 1 млрд. фунтов. Представители компании, считающейся крупнейшим организатором массовых мероприятий, предупредили о том, что бизнес, зарабатывающий на желании людей собираться для общения, обмена знаниями и развлечений, вернется к доковидному состоянию лишь после снятия всех ограничений.