Европейская вакцинация на грани катастрофы

Плюсануть
Поделиться
Класснуть


Казалось бы, в странах Европы все было продумано и готово к проведению всеобщей вакцинации населения от коронавирусной инфекции. Вакцина, одобренная ВОЗ, одновременно поступила во все европейские государства и 27-28 декабря 2020 г. вакцинация началась. Однако события января показали, что планы по вакцинации оказались на грани срыва. Причиной повсеместного хаоса стал нарастающий кризис не только в медицине, но и в политике и экономике.

Сейчас ЕС делает все возможное, чтобы закупить как можно больше вакцин, при этом у него не получается эффективно применить даже те вакцины, которые уже имеются.

Экономика Евросоюза практически парализована из-за карантина, который никак не удается отменить, ведь число новых штаммов коронавируса продолжает увеличиваться, поэтому растет количество заразившихся, госпитализированных и умерших людей. Виновными в сложившейся ситуации многие считают Европейскую комиссию, на которую возложена миссия по закупке вакцин, и фармацевтические компании, отвечающие за их производство.

Только аналитики видят причину нарастающего хаоса не только в действиях Еврокомиссии и компаний по производству препаратов.

Стратегическая ошибка Еврокомиссии

Когда в начале пандемии было принято решение о всеобщей вакцинации населения европейских стран, перед Еврокомиссией была поставлена задача по закупке вакцины против коронавируса для всех стран ЕС. На тот момент это было самым разумным политически грамотным решением, поскольку одновременное поступление вакцины в нужных количествах исключало ожесточение отношений между странами – членами ЕС. Ведение в каждой стране собственного государственного контроля за экспортом средств индивидуальной защиты, и так поставило некоторые страны в состояние экономической войны. Поэтому было необходимо избежать повторения подобной ситуации в случае с вакцинами.

Однако у Еврокомиссии практически отсутствует опыт по ведению переговоров при таких масштабных закупках. А экспериментировать в разгар бушующей пандемии было бы не лучшей идеей.

Еврокомиссия, приступая к реализации процесса закупок вакцины, поставила задачу добиться снижения цен за счет масштабности заказа. В этом и оказалась главная ошибка, которую невозможно оправдать с макроэкономической и общечеловеческой точки зрения. Основной задачей должны были стать неотложность и скорость поставок вакцины. Это способствовало бы спаду пандемии и, как следствие, восстановлению экономики. Полученная прибыль от возобновивших свою деятельность различных сфер экономики многократно превзошли бы возможную экономию при закупке дешевых вакцин.

Совсем другая ситуация с закупкой вакцин сложилась в таких странах, как Великобритания и Израиль. Здесь правительства принимали решение о вакцинации населения самостоятельно.

Им не нужно было ждать указаний от ЕС, поэтому они не задумывались о цене, считая вакцинацию первостепенным делом, и успешно справились со своевременной закупкой в нужных количествах вакцины.

Вакцинный национализм – очередная ошибка

Поскольку Британия и Израиль согласились брать вакцину по ценам, предложенным компаниями «Пфайзер-БиоНтек» и «АстраЗенека», те в свою очередь заявили о возможном снижении поставок препаратов в страны Европы. Естественно, что руководство Евросоюза осталось недовольно таким решением, ведь объемы поставок были заранее согласованы, и их снижение могло означать только одно – срыв вакцинации населения.

В ответ на действия фармацевтических компаний Европейская комиссия потребовала от поставщиков вакцин в обязательном порядке согласовывать свои поставки с регулирующими органами ЕС. Теперь компании, прежде чем отправить вакцину за пределы Евросоюза, обязаны получить на это разрешение.

Конечно, нет ничего плохого в том, что система поставок окажется под контролем, и благодаря повышению прозрачности можно будет отслеживать, куда отправляется очередная партия вакцины. Но если Евросоюз, стремясь обеспечить сначала вакцинами страны Европы, запретит компаниям самостоятельно решать вопрос экспорта препаратов, то это будет очередной катастрофической ошибкой, теперь уже на политической арене.

Принятое Еврокомиссией решение может привести к сбою налаженной системы по созданию вакцин. Многие производственные предприятия в Европе получают необходимые материалы и оборудование из стран, находящихся за пределами ЕС. Наложенный на экспорт вакцин запрет может обернуться ответными мерами со стороны стран-поставщиков. Это может закончиться снижением производительности на предприятиях, что послужит основанием для новых срывов поставок.

Настойчивые требования некоторых членов Еврокомиссии провести в первую очередь вакцинацию населения стран Европы могут стать еще одной политической ошибкой. Начальная цель всеобщей вакцинации, которую пропагандировал Евросоюз, состояла в том, чтобы вакцинировать население всей Земли. В этой задаче заключалась не только моральная сторона – помочь всему миру, но и тактическая – избежать возврата на европейскую территорию мутировавших штаммов коронавируса. Поэтому, принятое ЕС решение об ограничении экспорта вакцин может обернуться в ближайшем будущем повышением смертности граждан Европы от вернувшегося в новом обличье COVID-19.

По мнению аналитиков, Евросоюз вступил на опасный путь, начиная экономическую войну с другими государствами из-за вакцин. Гораздо важнее было бы в настоящий момент сосредоточить внимание на более эффективное использование тех объемов препарата, которые уже были получены всеми странами.

Как показывает анализ проведения вакцинации, не все государства справляются с поставленной перед ними задачей.

Причины срыва кампании по вакцинации населения ЕС

Прошел уже целый месяц с того момента, как стартовала компания по всеобщей вакцинации, но масштабы использования вакцин в каждой стране свои. Евросоюз не спешит распространить передовые методики некоторых стран между другими членами ЕС.

Согласно данным на 25.01.2021 г. только Мальта и Дания сумели полностью использовать поставленные им Евросоюзом вакцины. Причем показатель превысил 100%. В этих странах сумели рационально использовать каждый флакон, иногда получая из него больше доз, чем это требовалось официально.

Показатели в других странах значительно меньше. Например, в Германии сумели применить 62% поставленных вакцин, во Франции – 49%, в Нидерландах – 23%, меньше всего показатели в Болгарии – всего 11%. В целом по ЕС использовано 52% от поставленного количества препарата. Если бы во всех странах провели вакцинацию также эффективно, как это сделали на Мальте или Дании, то общее количество привитых европейцев достигло бы 6 млн. человек. Это составило бы 7% населения, которое получило хотя бы одну дозу от COVID-19.

Возможно, что одной из причин низких показателей проведения вакцинации является географическое положение стран. Например, организовать процедуру вакцинации в Дании, население которой находится практически на одном острове, гораздо проще, чем вакцинировать людей из группы риска, живущих на больших расстояниях друг от друга, как это приходится делать в других странах. Каждое государство самостоятельно решало вопрос по выбору той группы населения, которая должна была вакцинироваться в первую очередь. Где-то начали вводить вакцину медицинским работникам, представляющих собой одну из групп риска из-за постоянного контакта с больными коронавирусом, в других странах сосредоточились на вакцинации людей пожилого возраста, а кто-то начал вакцинировать всех желающих.

Опасаясь срывов в поставках, некоторые страны приняли решение о резервировании 50% уже полученных доз препарата для тех пациентов, кто уже получил первую дозу вакцины. Как считают в Еврокомиссии, такие действия неоправданны, так как нелепо бояться маловероятных задержек или прекращения поставок в будущем, ведь люди нуждаются в защите в настоящий момент, и многие могли бы получить хотя бы первую дозу уже сейчас.

 

Слабая модернизация медицинской сферы

Попытка провести массовую вакцинацию европейского населения выявила еще одну очень существенную проблему, которая мешает реализовать поставленные перед обществом задачи. Причиной многих срывов послужила слабая модернизация инфраструктуры.

Отсутствие централизованной регистрации усложнило весь процесс проведения двухдозной вакцинации в сжатые сроки. Например, в Нидерландах власти лишены возможности следить за проведением массовой вакцинации. В некоторых странах сведения о ходе вакцинации собирают с помощью сообщений, отправляемых по факсу.

Теперь многие пожалели, что не занимались развитием информационных технологий в больницах, экономя на этом средства.

Теперь для многих стала политической задачей не попытка снизить цену на вакцины или повысить ее эффективность, а создание условий для работы в экстремальных ситуациях, чтобы была возможность быстро перестраиваться и действовать по обстоятельствам. В некоторых странах к решению этой задачи приступили уже сейчас, хотя для этого пришлось отложить на время проведение массовой вакцинации.

Взрывоопасная ситуация

Из-за ошибок сделанных ранее, ЕС оказался в сложном экономическом и политическом положении. Возродить экономику без увеличения поставок вакцины не удастся, так как снятие карантинных ограничений приведет к многочисленным жертвам коронавирусной инфекции. Построить в кратчайшие сроки новые производственные комплексы по выпуску вакцин тоже нереально. Европа упустила возможность получить большое количество доказавших свою эффективность вакцин от компаний «Модерна», «АстраЗенека» и «Пфайзер-БиоНтек», не рискнув сделать большой заказ в летние месяцы 2020 г.

Теперь Евросоюзу остается только вспомнить клятву Гиппократа «не навреди» и отказаться от запретов на экспорт вакцин и их компонентов, а также в кратчайшие сроки решить вопрос о разрешении использовать на территории ЕС новых вакцин, разработанных в компаниях «АстраЗенека» и «Джонсон и Джонсон».