Автостат: восстановление продаж в Европе под угрозой

Плюсануть
Поделиться
Класснуть


Новый локдаун, который вновь вводится повсеместно, поставил под угрозу все попытки восстановить европейский автомобильный рынок.

Как считают аналитики, все надежды на то, что продажи восстановятся к концу года, разрушены второй волной COVID-19, которая обрушилась на всю Европу. Введение в некоторых странах комендантского часа и повсеместное ограничение на передвижение по городу отрицательно сказываются на пешеходном трафике к дилерам. Уже в ноябре закрыты в связи с карантином автосалоны Англии и Франции. Сами покупатели тоже чаще стали откладывать возможность покупки автомобиля до 2021 года, опасаясь понести экономические потери из-за локдауна.

Возможные потери

Казалось, что крупнейшие рынки Евросоюза, куда можно отнести Францию, Испанию, Италию и Германию с Великобританией, начали восстанавливаться во время летнего периода. Однако увеличение случаев заражения вновь привело к снижению продаж уже в октябре.

Как считает аналитик LMC Automotive Джонатан Поскитт, повторная волна коронавируса может нанести еще более серьезный удар по рынку. Еще идет оценка некоторых деталей складывающейся ситуации, но предполагаемый прогноз неутешителен – потери продаж в странах Западной Европы могут достигнуть 300-400 тысяч автомобилей только в течение последних двух месяцев уходящего года.

Согласно отчетам LMC Automotive, в 2019 году объем продаж в Западной Европе составил 14,3 миллиона автомобилей. Прогноз на 2020 год еще в октябре составлял 10,92 миллиона автомобилей, что на 24% меньше по сравнению с прошлым годом. Однако уже в первых числах ноября данные были скорректированы в сторону уменьшения. 

Теперь предполагается, что объем продаж не превысит 10,58 миллиона автомобилей, то есть, снижение составит 26%.

Как сообщил Поскитт, имеются серьезные предпосылки для беспокойства по поводу происходящего на автомобильном рынке. Экономическими последствиями применяемых ограничений могут быть не только прямые потери в виде закрытия автосалонов, но и косвенные потери – риск ликвидации рабочих мест в сфере производства и утрата доверия покупателей.

Еще более серьезные потери прогнозирует Лоррейн Морар из IHS Markit. Она считает, что лишь отличная подготовка дилеров позволила допустить снижение продаж только на 67%, а не как это произошло в весенние месяцы, когда продажи автомобилей рухнули на 89%. Моран надеется, что показатели будут еще немного улучшены с помощью онлайн-продаж, а также поставок коммерческих и ранее заказанных автомобилей.

Моран предполагает, что проблемы рынка продаж не закончатся одновременно с ноябрем, хотя власти Франции пока не решили, будет ли продлена национальная блокировка после 1 декабря. Она вполне допускает снижение декабрьских продаж еще на 25%.

Объясняется это просто. Люди, обеспокоенные происходящим и потерявшие уверенность в завтрашнем дне, скорее всего, постараются отложить крупные покупки на более поздний срок или начнут присматриваться к рынку подержанных автомобилей. Поэтому даже если локдаун будет отменен в декабре, то возможный в этом случае рост продаж останется практически незаметным.

Джонатан Поскитт заявил, что LMC на фоне новой волны COVID-19 пессимистично смотрит на предполагаемые результаты 2021 г. До сих пор сложно предположить сроки возможных ограничений, поэтому компания снизила прогноз на доходы в первое полугодие 2021 года на 13% по сравнению с показателями 2019. То есть LMC увеличило прогноз по сравнению с данными 2020 года на 18%, что должно обеспечить увеличение числа продаж автомобилей до 12,5 миллиона единиц.

По мнению британских аналитиков и автопроизводителей, использование поставок «click and collect» и онлайн-продаж послужило бы частичной компенсацией потерь, однако с их помощью нельзя полностью возместить потери от закрытия автосалонов, ведь процедура выбора автомобиля отличается собственной уникальностью. Поэтому почти не остается сомнений, что в конце года положение отрасли будет не менее сложным. Ведь кроме попыток компаний наладить четкое управление производственными мощностями, имеющимися ресурсами и денежными потоками в условиях объявленного локдауна, впереди их ждут последствия неизбежного Brexit.

Переход на цифровые продажи и поставки

Ситуация на рынке продаж постоянно меняется. Производителям приходится постоянно искать новые варианты по выполнению заказов. Мэтт Харрисон, являющийся вице-президентом по продажам Toyota Europe, сообщил, что почти 30% рынка Toyota в настоящий момент вынуждены работать в условиях ограничений. Клиенты лишены возможности посещать автосалоны, чтобы провести полноценное тестирование автомобиля и получить его после завершения сделки купли-продажи.

Харрисон рассказал, что на данный момент компания имеет в банке заказов не менее 190 тысяч автомобилей. Этого количества вполне хватило бы на пару месяцев работы. 

Однако карантинные меры, введенные в Британии в четвертом квартале, могут послужить причиной потерь продаж автомобилей до 10 тысяч единиц.

О существовании опасности того, что часть автосалонов вновь закроется, говорит и Бьорн Анвалл. Являясь руководителем отдела продаж Volvo, он заявляет о готовности справиться с проблемой если не в реальности, то с помощью «цифры». Автопроизводитель стремится снизить влияние создавшейся ситуации и делает ставку на цифровые продажи, поддерживая контакт с покупателями по телефону.

Иван Сигал, директор по продажам Renault, считает, что основной задачей его компании является доставка автомобилей, которые клиенты заказывали вплоть до последнего дня перед локдауном. По его мнению, только 100-процентное выполнение всех заказов поможет справиться с проблемами, подобными тем, что возникли в период весеннего локдауна. Поэтому в Renault приняли решение последовать примеру Volvo, и наладить контакт с дилерами и клиентами на протяжении всего периода ограничений.

Сигал надеется, что использование всех имеющихся в распоряжении компании инструментов по дистанционной работе с покупателями, в том числе и цифровых средств, позволит обеспечить немедленную обработку всех лидов и их отправку в сеть.

Обеспокоены также производители BMW, несмотря на то, что была подтверждена годовая прибыль компании. В среду, общаясь со СМИ, представители компании заявили, что пандемия продолжает набирать обороты, а это грозит ухудшением ситуации, особенно со стороны потребительского спроса, так как его снижение потянет всю мировую экономику вниз.