Брюссель и Лондон: времени на переговоры не осталось

Плюсануть
Поделиться
Класснуть


Переходный период, отведенный Британии для выхода из Евросоюза, завершается после 01.01.2021 г. Дипломаты Брюсселя и Лондона полушепотом признают, что времени на переговоры о правилах торговли между странами практически не осталось, и вряд ли удастся принять какое-либо решение до конца года. Бизнесу остается только приготовиться к самому худшему.

Надежды растаяли, как дым

Теперь уже многим понятно, что договориться удастся лишь по некоторым вопросам, так как, несмотря на уверения дипломатов от Евросоюза и Великобритании о якобы ведущихся интенсивных переговорах, на принятие полноценного соглашения времени не остается. И хотя еще призрачные надежды витают в воздухе, но оптимистичный сценарий будущих отношений в торговле уже не кажется идеальным и выполнимым.

Доказательством тому может послужить одно из последних заседаний Европейского совета. Именно на нем было ясно показано отношение лидеров ЕС к решению вопроса Brexit, которого даже не оказалось среди главных пунктов повестки. Члены совета лишь сделали краткий обзор ведущихся переговоров, отказавшись от его подробного обсуждения.

По мнению одного из высокопоставленных представителей ЕС, находящегося в курсе событий вокруг Brexit, все идет отлично. Он считает, что среди членов совета нет никаких разногласий, но, похоже, что с Великобританией не удастся так просто добиться договоренностей. В Евросовете не уверены, что противоположной стороне хватит гибкости, чтобы вести серьезные переговоры. 

К тому же у некоторых глав ЕС сложилось мнение, что гораздо меньше будет зла от выхода Великобритании без заключенных договоренностей, чем их непродуманное и поспешное принятие.

Однако председатель Европейского совета канцлер ФРГ Ангела Меркель менее драматично оценивает сложившееся положение и не со всеми дипломатами согласна. Она считает, что заключение договоренностей между Норвегией и Британией о рыболовстве доказывают готовность Лондона вести конструктивные переговоры с соседними странами.

Первостепенные задачи

В то же время Урсула фон дер Ляйен, являющаяся главой Еврокомиссии, не так оптимистично относится к происходящему. Ее беспокоит, что не удалось до сих пор найти компромисс по важным вопросам. Например, отсутствуют единые бизнес-условия для европейских и британских компаний. А в этих вопросах требуются четкие правила, так как это напрямую связано с защитой бизнеса. К таким важным вопросам относятся рыболовные квоты в водах Британии для Евросоюза.

Глава Еврокомиссии считает, что заключение соглашения между соседними странами очень важно, но Евросоюз не собирается решать этот вопрос любой ценой. Британцы должны не просто принять обязательства по субсидированию собственного бизнеса, но и четко прописать весь механизм по решению всех вопросов и разногласий, если таковые возникнут.

Однако участники не торопятся сесть за стол переговоров. Брюссель совершил шаг, который, по мнению Еврокомиссии, неизбежен и это охладило отношения между сторонами. Великобритания приняла закон о внутреннем рынке, вступивший в противоречия с ранее взятыми обязательствами. В ответ Евросоюз вынужден был начать правовую процедуру против Объединенного Королевства.

«Худой мир лучше доброй ссоры»?

Еще в летние месяцы представители обеих сторон уверенно заявляли, что нельзя доводить ситуацию до введения ВТО, так как это окажется очень негативным решением. Однако сейчас, когда Британия завершает переходный период без торговых соглашений, в ЕС считают это лучшим решением, чем принимать невыгодные условия со стороны Лондона. Хотя всем прекрасно понятно, что выход без заключенных торговых соглашений приведет к автоматическому введению между государствами правил ВТО.

В СМИ заявили о якобы неизвестном источнике, сообщившем о мнении Урсулы фон дер Ляйнен, которая считает, что заключение плохого соглашения окажется угрозой для ЕС, так как не сможет обеспечить единые правила для конкуренции между странами.

Теперь многое будет зависеть от решения Европейского совета. Это является последней возможностью для лидеров европейских стран, когда они еще могут выразить свое одобрение договоренностям, после этого вряд ли удастся ратифицировать соглашение до конца года.

Чего же хочет Британия?

Пытаясь заключить торговые соглашения с Евросоюзом, премьер Великобритании хочет получить льготы, подобные тем, что были предоставлены в 2017 г. Канаде. Б. Джонсон заявляет, что не понимает, почему в нулевых тарифах отказывают стране, которая была членом ЕС целых 45 лет, но они были предоставлены Канадской стороне, хотя она находится намного дальше от Европы, чем Британия.

Рассуждая о нулевых тарифах, Б. Джонсон слегка лукавит. Между Канадой и ЕС заключение договоров произошло в то время, когда большинство тарифов и в самом деле упразднили, однако для импорта из Канады очень сильно подняли квоты. Так что ни о каких нулевых тарифах речи быть не может. Кроме того, вся продукция из Канады до сих пор подвергается строгому досмотру на таможне на предмет соответствия стандартам качества, принятым в Евросоюзе. Давая интервью BBC, Б. Джонсон заявил, что по-прежнему надеется убедить Брюссель принять условия Лондона, но при этом продемонстрировал уверенность, что в случае отрицательного результата никакой трагедии для Великобритании не произойдет, она и «без договора» сможет и дальше «процветать».

На фоне всех происходящих событий еще в первых числах октября американским инвестиционным банком Goldman Sachs было спрогнозировано два варианта развития ситуации. В первом случае Евросоюзу и Великобритании удастся все-таки найти компромисс, и соглашение будет подписано в ноябре. Но при этом ЕС согласится удовлетворить требования Британии лишь по узкому кругу товаров. 

Второй сценарий предполагал окончание года без торгового соглашения, что, скорее всего, и может произойти.

Подготовка бизнеса к худшему

Наблюдая за спорами политиков, европейские бизнесмены занялись подготовкой к работе в условиях самого худшего развития событий. Абсолютно все – начиная от малого бизнеса и заканчивая крупнейшими гигантами типа Arla Foods из Дании или немецкого BMW – заняты подсчетами возможных потерь при введении всевозможных тарифов и таможенного контроля.

Представители многих европейских компаний считают слишком рискованными попытки заключить соглашения в последний момент, так как поспешные решения могут быть чреваты проблемами в будущем. Но и просто ждать никто не собирается.

Решением французской финансовой компании Paridas стал переезд из Лондона в Европу. Опасаясь отрицательного результата, крупнейшая компания Airbus начала вкладывать дополнительные средства в покупку комплектующих, выделив на эти цели около десяти миллионов евро.

Точно к такому же решению пришел BMW, который начал массовую поставку деталей для завода в Оксфорде, где производятся Mini и Rolls Royce. Ежедневно на завод прибывает до 120 большегрузных автомобилей с комплектующими деталями, которые поставляют около 400 компаний со всей Европы.

Среди европейских стран самые большие потери в том случае, если договор о торговле не будет подписан, ожидают ФРГ. Эта страна только в 2019 г. поставила на экспорт в Великобританию товаров на 85 млрд. евро. Если торговля остановится, то у 460 тысяч рабочих Германии, которые трудились на производстве экспортных товаров, возникнут проблемы с работой.

Если соглашение между сторонами не будет заключено, в Евросоюзе один только сектор автомобилестроения может потерять порядка 110 млрд. евро, а это будет намного больше тех потерь, которые понесла отрасль из-за пандемии коронавируса.

Разумеется, понесет потери и сама Британия. Банки Barclays и Lloyds поставили в известность клиентов, что после 31.12.2020 их счета в ЕС заблокируют. Страну, потерявшую из-за пандемии 20,4% ВВП только во II квартале, ожидает сильнейший кризис.