Эффективность шведской модели в борьбе с COVID-19

Плюсануть
Поделиться
Класснуть


Рассмотрим, как работает шведская модель в борьбе с коронавирусом, и почему нигде в Европе не помогли остановить эпидемию ни самоизоляция граждан, ни закрытие границ.

Эта скандинавская страна выбрала иной путь преодоления коронавирусной инфекции. «Архитектором» этой модели можно по праву считать главного эпидемиолога Швеции, настоявшего на способе защиты населения, при котором удалось сохранить национальную экономику.

Взгляды в обществе на его решения разделились: одни считают его мессией, спасшим страну, другие обвиняют в том, что он экспериментирует на здоровье шведского народа, как на подопытных кроликах.

Швеция не закрыла на карантин школы и рестораны, здесь по-прежнему открыты церкви и парикмахерские, работают стадионы и фитнес-клубы.

Жители страны свободно гуляют по магазинам и улицам городов, отдыхают семьями в парках, а полиция не устраивает тотальной слежки и погонь за гражданами с целью выписать огромные штрафы.

Недавно Андерс Тегнелль в своих интервью для научных журналов изложил основы своей стратегии, а также разрушил мифы об особом шведском пути. Попробуем подробнее разобраться, на чем основана его теория.

Скандинавский взгляд на проблему

Шведский вирусолог имеет свой взгляд на происходящее в мире, он не отрицает наличие опасности, но предлагает свой вариант борьбы с инфекцией. Он не считает свой подход к проблеме уникальным, скорее просто правильным.

Итак, все страны, включая Швецию, осознают, что справиться с вирусом можно только добившись массового иммунитета у населения, который может появиться после перенесенного заболевания большинством жителей, либо через всеобщую вакцинацию. Но коллективный иммунитет пока отсутствует, а вакцина не создана. Поэтому во всем мире принимаются меры, носящие временный характер. Предпринимаются они и в Швеции. И хотя цель у них одна, но решения в каждой стране свои.

Во всем мире стремятся не допустить массового распространения инфекции, ведь тогда медицина будет не в состоянии справиться с наплывом пациентов. Поэтому главная задача заключается в ограничении контактов между людьми. И если везде за основу взяли жесткий карантин, когда людей буквально заблокировали в собственных домах, то Швеция решила опираться на свои традиции и здравый смысл.

По мнению Андерса, многие политики не осознают, как опасно держать людей в длительной изоляции в течение многих месяцев. Ведь уже всем видно, что эпидемия продлиться долго и нужно стремиться к тому, чтобы распространение вируса было плавным, а не скачками. А именно это и произойдет, когда карантинные меры отменят и ослабленные долгим сидением в закрытых помещениях люди вновь попадут в среду с множеством контактов. Отмена карантина породит новый всплеск заражений. Швеция же, придерживаясь выбранной мягкой стратегии, способна продержаться длительный период.

Весь мир с интересом наблюдает за развитием ситуации в стране, которая решила не прекращать школьные занятия и отказалась от закрытия ресторанов. Многие политики выдвигают обвинения Тегнеллю в том, что он ставит интересы бизнеса выше заботы о людях, но сам доктор предлагает смотреть на последствия немного шире. Ведь даже простое закрытие школ создало бы проблемы многим медицинским работникам, которые в этот момент должны решать непростую задачу по сохранению общественного здоровья.

Стратегическая основа, заложенная в 1946-м

Многие заблуждаются, думая, что шведская стратегия заключается в отпускании ситуации на самотек, когда вирусу позволено свободно распространяться в обществе. Но это далеко не так. Ограничения в стране есть, но все они тщательно продуманы. Как и во всем мире, пожилым людям советуют сократить контакты с другими гражданами, а руководителям компаний – вывести своих сотрудников на «удаленку», если такая возможность существует. Наложен запрет на проведение массовых мероприятий с численностью более 50 участников, а рестораны обслуживают своих клиентов лишь на открытых площадках и верандах. Учащиеся ВУЗов и старшеклассники переведены на дистанционное обучение, на очном обучении остались только среднее звено и начальные классы. Продолжают работать и детские сады.

Люди постоянно слышат призывы не покидать дом, если появились симптомы недомогания, им напоминают о необходимости мытья рук и соблюдения дистанции.

Главным отличием шведской стратегии является то, что она всецело основана на сознательности населения. В этой стране все построено на взаимном доверии людей друг к другу и государству. Начало таким отношениям было заложено в далеком 1946 году, когда население страны приняло решение построить свой шведский вариант социализма. Дисциплинированность среди скандинавов развита настолько, что они выполнят любые предписания, и властям не придется угрожать населению введением штрафов.  Именно поэтому многие эксперты считают, что подобная тактика не сработает в других государствах, где для достижения такого результата властям приходится вводить карательные меры.

Известный аналитик Джеймс Помрой отметил еще ряд факторов, которые отличают Швецию от других стран и способствуют реализации стратегии, так называемой, мягкой изоляции. В этой стране у всех жителей имеется доступ к высокочастотному интернету. Даже до пандемии многие работали в Швеции на «удаленке», страна лидировала по количеству людей, работающих дистанционно. Теперь же сотрудникам многих компаний несложно было перестроиться на удаленную работу, не снижая своей продуктивности. Еще одним положительным моментом можно считать то, что почти 50% домохозяйств в Швеции состоят из 1 человека. Гражданам удается держать дистанцию даже в семейном кругу. Чего не скажешь, например, о россиянах, когда в однокомнатной хрущевке, порой, проживают дети, родители и люди старшего поколения.

Результаты принятой стратегии

Пока еще рано подводить итоги, но кое-какие выводы уже можно сделать. Как уже было отмечено, все строится на доверии граждан и четком соблюдении законодательства. В соответствии со шведскими законами карантин допускается только в отношении отдельных лиц или небольших групп людей. У властей нет юридических возможностей на закрытие городов, не говоря уже обо всей стране.

Власти уверены в законопослушности граждан. Они знают, что любой клиент фитнес-клуба сам обработает антисептиком тренажер после занятия, а заболевшие не покинут свой дом. И доказать, что эта тактика сработала, совсем не сложно. Из-за того, что граждане начали выполнять все рекомендации – чаще мыть руки, не покидать дом при первых признаках заболевания – в стране уменьшилось число заболевших сезонными ОРЗ и гриппом. При помощи Google можно отметить, что даже при отсутствии запрета на выход из дома, мобильность жителей страны снизилась на 75%.

Главным доказательством того, что ключевое значение в шведском «чуде» сыграла самосознательность граждан, может служить печальная картина, сложившаяся в этнических группах, проживающих в Швеции, где заболеваемость среди граждан оказалась гораздо выше показателей по стране. Здесь нет той самодисциплины, которая свойственна коренному населению Швеции.

Отношение к строгой изоляции

Андерс Тегнелль считает, что целесообразность многих мер, предпринятых властями других стран, научно не доказана. Остановка промышленных предприятий и компаний, запрет на пересечение границ и принудительная изоляция населения – лишь нанесли вред. Огромные убытки понесла экономика, но ни в одной стране не удалось ощутимо замедлить распространение коронавируса.

В тот момент, когда вирус уже есть во всех странах, глупо выглядит решение держать границы по-прежнему закрытыми.

Сейчас в Швеции делается все возможное, чтобы остановить распространение вируса внутри страны. Но вопрос по закрытию школ не ставится. По мнению главного эпидемиолога, сейчас болезнь достигла своего пика, и закрывать их нет никакого смысла. Для получения положительного эффекта от карантина закрывать учебные заведения нужно было лишь в начале эпидемии, при появлении первых зараженных. Но для сохранения здоровья подростков гораздо важнее, чтобы они имели возможность вести подвижный образ жизни, поэтому школьники активно занимаются игрой в футбол.

Допущенные ошибки

Андерс Тегнелль признает, что заболеваемость в стране выше, чем в соседних странах. Однако проведенный анализ показал, что основное число заболевших приходится на национальные диаспоры и, как это не прискорбно, на дома престарелых. Почти в 50% из них отмечены вспышки коронавируса. Пока не известна точная причина, но по одной из теорий распространению инфекции способствовала приватизация учреждений, в результате которой произошла замена основного персонала низко квалифицированными кадрами. Именно нянечки оказались разносчиками инфекции, так как старались не потерять заработок. Как оказалось, им не оплачивался первый день больничного листа. В настоящий момент этот закон отменен.