Налоговая резиденция – это важно!

Плюсануть
Поделиться
Класснуть


Для налогоплательщиков России очень важной вехой стал 2018 год. Именно тогда вступило в действие Соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией.  В соответствии с Соглашением теперь все состоятельные граждане обязаны определяться со своим налоговым резидентством. Для чего это требуется, и какие последствия могут быть, если отнестись к решению вопроса небрежно? Попробуем разобраться.

В чем заключается смысл принятого соглашения?

В начале 2018-го Организацией экономического сотрудничества и развития была выдвинута инициатива о принятии Соглашения между странами, согласно которому государства смогут обмениваться сведениями о наличии банковских счетов и активов у состоятельных людей. Документ сразу же был принят в 70-ти государствах, он действует и в России. В списке стран можно увидеть ведущие страны Европы: Великобританию, Германию, Францию и т.д. В прошлом году к этой группе примкнула Швейцария. На сайте ОЭСР размещен подробный список государств, подписавших договор.

Основная цель соглашения состоит в том, что страны, подписавшие договор, теперь обмениваются сведениями о наличии капитала у граждан, не являющихся их налоговыми резидентами. Все сведения передаются в ту страну, где конкретный гражданин числится налоговым резидентом. Сейчас почти невозможно скрывать имеющиеся зарубежные активы от местной налоговой службы.

Работа системы

Допустим, вы имеете постоянное место жительства в Санкт-Петербурге, поэтому являетесь налоговым резидентом Российской Федерации, но с недавних пор приобрели второе гражданство на Кипре. Статус этой страны, как и ВНЖ, дает вам право покупать и регистрировать на себя объекты недвижимости, пользоваться банковскими счетами, иметь доход в странах ЕС.

До 2018 года многие налогоплательщики не считали нужным доводить до сведения налоговой службы сведения о зарубежных активах. Да, это противоречило закону, но отследить каждого было довольно сложно, поэтому многие не считали нужным платить налоги.

Теперь все изменилось. Если вы не нашли времени, чтобы сообщить о наличии зарубежных счетов и недвижимости, то это за вас сделают налоговые органы. В соответствии с условиями соглашения все – от банков и инвестиционных компаний до рядовых брокеров и страховщиков, обязаны подавать сведения о ваших сбережениях, покупках и сделках в налоговую службу. То есть, налоговики имеют полную информацию о наличии у вас квартиры, автомобиля или ценных бумаг.

А дальше, как говориться, дело техники. Например, кипрская налоговая служба, имеющая полные данные о ваших активах на территории Кипра и знающая, что вы не являетесь резидентом страны, сообщит об этом коллегам из России.

Какая информация передается?

Налоговая служба страны получает:

  • Номер и прочие реквизиты ваших счетов;
  • Сведения о банке, в котором этот счет открыт;
  • Все поступления по депозитам и ценным бумагам с указанием сумм и дат;
  • Наличие средств на конец года.

Поскольку все финансовые операции от купли-продажи недвижимости до коммунальных платежей проводятся в Евросоюзе через банки, то не стоит сомневаться в том, что налоговая служба имеет полное представление о всех ваших капиталах в виде виллы, яхты, автомобиля и прочих доходов.

Возможные последствия

Итак, чем может обернуться ваша забывчивость?  В тех случаях, если вы «забыли» сообщить местной налоговой службе о зарубежных активах или указали не всю недвижимость, то, после получения полной информации по своим каналам, налоговики выпишут вам штраф. Возможно, он окажется небольшим – примерно пять тысяч рублей. Но рассчитывать на это особо не следует.

Причина в том, что российские законы рассматривают валютные сделки за границей как незаконные, если только об этом не была заранее поставлена в известность налоговая служба. А в этом случае неприятности могут оказаться гораздо масштабнее. Размер штрафа иногда достигает ста процентов от заключенной сделки. Это грозит огромной потерей финансов, и скажется на репутации в деловых кругах.

Как следует действовать?

В соответствии с законом, любой гражданин, совершивший какую-либо сделку на территории другого государства, должен в течение 30 дней уведомить об этом налоговое ведомство. В случае, когда вы пропустили эти сроки, спрогнозировать последствия довольно сложно, скорее всего, вас ожидает наложение штрафа.

Таковы российские законы. Оптимальным вариантом может служить смена резидентства. Проще всего быть налоговым резидентом в той стране, где находятся ваши активы.  Это избавит от проблем с налоговыми службами двух стран. Об имеющихся у резидента активах будет известно только в местных налоговых органах.

Очень выгодно быть налоговым резидентом на Мальте или Кипре. В этих странах созданы одни из самых гибких налоговых систем. Многие налоги, существующие в других странах, здесь попросту отсутствуют. А на Кипре не требуется присутствие резидента в стране в течение 183 дней, как это принято по всему миру. Здесь срок пребывания для резидента ограничен 60 днями.

Приобретая паспорт другой страны или недвижимость за рубежом, не забывайте о защите своих капиталов и репутации. Правильно определитесь с налоговой резиденцией — это поможет на законных основаниях избежать возможных проблем с налоговиками.